Настоящая прозрачность - необходимое условие для роста алмазной отрасли Зимбабве

Роберт Мугабе (Robert Mugabe), президент Зимбабве, заявил в начале 2016 года, что $13 млрд было потеряно из-за утечек с начала ведения алмазодобычи на месторождении Маранге (Marange) в 2006 году.

Местная неправительственная организация Центр управления природными ресурсами (Centre for Natural Resource Governance, CNRG) заявила в прошедшем июле, что Сертификационная схема Кимберлийского процесса (Kimberley Process Certification Scheme) могла помогать ЗАНУ-ПФ (ZANU PF, Зимбабвийскому африканскому национальному союзу – Патриотическому фронту), правящей партии Мугабе, «расхищать» поступления от алмазов с 2011 года.

«Если Зимбабве не может отчитаться за алмазы на $13 млрд, то ССКП трудно убедить потребителей, что она хорошо выполняет свою работу, не допуская конфликтные алмазы в оборот, - утверждала она. - ССКП хранит молчание после шокирующего признания президента Мугабе. В Зимбабве не была отправлена миссия для выявления фактов, по меньшей мере, для того, чтобы убедить потребителей алмазов в том, что этот инцидент был отклонением от нормы и ССКП принимает меры по устранению недостатков».

«ССКП смотрит сквозь пальцы на скандал по поводу Маранге, потому что она не хочет быть вовлеченной в еще одно горячо обсуждаемое дело с участием Зимбабве. В период между 2010 и 2011 годами Зимбабве угрожала выйти из ССКП, если ей не разрешат безо всяких условий экспортировать ее алмазы, заявляя, что она выполняет минимальные требования стандартов ССКП», - говорится в заявлении Центр управления природными ресурсами.

Мугабе не разделял это мнение, настойчиво высказываемое CNRG, поскольку он был жертвой «намеренно вводящих в заблуждение» алмазодобывающих компаний.

Он сказал в июне этого года, что китайские компании Anjin и Jinan, которые работали на Маранге до февраля 2016 года, использовали его, поскольку его заставили «размахивать фальшивыми чеками».

Китайские алмазодобывающие компании якобы взяли на себя обязательство в размере $10 млн на развитие местных жителей, которые пострадали от горной деятельности, но ничего не сделали.

«Китайцы использовали нас, и поэтому мы их выдворили, - приводит издание NewsDay слова Мугабе, сказанные им тысячам своих сторонников в Мутаре.

Даже я, старый человек, чувствую, что меня использовали. Они заставили меня размахивать везде фальшивыми чеками, а они никогда не выполняли данного ими обещания. Потом у нас возникло непонимание с китайцами, и мы выгнали их вместе с южноафриканцами и ливанцами. Они мне лгали, но мы не забудем людей из Маникаланда».

Такое «жульничество» и предполагаемое разграбление поступлений от алмазов было основанием, как открыто заявлял Мугабе, для того, чтобы Хараре выгнало алмазодобывающие компании.

Затем в марте 2016 года правительств создало Zimbabwe Consolidated Diamond Company (ZCDC) для повышения «прозрачности и предотвращения контрабанды».

Китайцы оказывали сопротивление консолидации алмазодобывающих предприятий на месторождении Маранге, но Мугабе заявил, что они потерпели поражение в суде.

«Они обратились в суд, но проиграли. Это вызвало у нас некоторое замедление, но я могу заверить вас, что, как только мы будем добывать и продавать наши алмазы, мы выполним данное обещание, данное не правительством, а китайцами», - сказал он.

Уолтер Чидаква (Walter Chidakwa), министр горнодобывающей промышленности Зимбабве тоже сенсационно заявил, что группа подозреваемых грабителей алмазов в свое время замышляла его убийство, когда он остановил горную добычу на месторождении Маранге в прошлом году.

«Очень трудно управлять алмазами. Есть некоторые люди, которые получали выгоду от алмазов. Некоторые из них зимбабвийцы, - приводит его слова издание NewsDay.

Это не я остановил добычу алмазов компаниями в Чиадзве. Это президент Роберт Мугабе. Даже министр Мушохве (Mushohwe) знает, что мы совещались после заседания Кабинета и президент спросил меня, боюсь ли я иметь дело с этими горнодобывающими компаниями, и вы знаете, когда президент сказал это, я вынужден был действовать.

Сегодня я хочу прояснить, что, если вы принимаете участие в этом разграблении, пожалуйста, прекратите это. Когда я остановил их (алмазодобывающие компании), они сообщили другим министрам, но министры отправили их назад ко мне. Некоторые даже плакали в моем кабинете, и я вынужден был давать им салфетки (вытереть слезы). Некоторые даже предлагали убрать меня, но нас хранит Бог».

Итак, он был человеком, устраняющим «беспорядки» в Маранге.

Крокодиловы слезы

Но скептикам трудно согласиться с тем, что Хараре не замешано в разграблении поступлений страны от алмазов.

Те же самые люди, кто громко кричит о том, что «нас ограбили», игнорировали бывшего министра финансов при правительстве национального единства (GNU), призывы Тендаи Бити (Tendai Biti) о прекращении разграбления страны.

Он заявлял тогда, что были ограниченные поступления от алмазов в казну, несмотря на тот факт, что правительству принадлежала часть всех алмазодобывающих компаний на месторождении Маранге.

В 2012 году Бити заставили урезать бюджет Зимбабве до $3,4 млрд с $4 млрд после получения $41 млн из $600 млн, которые ожидали в виде поступлений от алмазов.

Но его коллеги из партии ЗАНУ-ПФ Роберта Мугабе в правительстве национального единства, а также алмазодобывающие компании отвергли все обвинения о ненадлежащем перечислении денег.

«Либо он (Бити) говорит неправду, некомпетентен, либо он неграмотен. Он сделал грубую ошибку или неправильно считал. Он должен набраться смелости и признать, что ошибся, - сказал Мунярадзи Мачача (Munyaradzi Machacha), член правления компании Anjin в 2012 году.

Он должен сказать нации, где деньги, которые мы отдали в казну».

Интересно, что через несколько месяцев после ухода правительства национального единства в 2013 году, правительство под руководством партии ЗАНУ-ПФ начало говорить, что было ненадлежащее поступление средств алмазодобывающими компаниями от продажи алмазов с месторождения Маранге.

Удивительно почему произошло резкое изменение тона, принимая во внимание то, что во время правительства национального единства они говорили, что утечки были плодом воображения Бити.

Из-за этого как-то трудно разобраться в истории с Маранге, поскольку все покрыто завесой секретности.

Я сомневаюсь, что у Кимберлийского процесса была полная картина того, что происходит на огромных алмазных месторождениях.

Официальные лица в Хараре обещали, что ZCDC расскажет всем, кто хочет узнать, что такого уже нет.

Их сообщения были очень позитивными.

«Осуществляемые реформы в алмазной и угольной отраслях уже показывают изменения в этих секторах, дающих толчок для большего роста горной добычи, - сказал в прошедшем июле министр финансов Патрик Чинамаса (Patrick Chinamasa).

Доходы компании Zimbabwe Consolidated Diamond Mining Company (ZCDC) от объемов производства алмазов в первом полугодии 2017 года составили 1,2 млн каратов по сравнению с 690 000 каратов, добытых в предыдущем году».

Но что-то не так с цифрами, которые сообщаются с безрассудной лёгкостью.

Для страны, которая заявила о наращивании объемов производства в алмазной отрасли и повышении прозрачности, трудно было столько продать.  

Как нам увязать цифры Хараре с данными, опубликованными Кимберлийским процессом, который заявляет, что страна произвела 2,1 млн каратов в 2016 году на $105 млн?

Расхождение данных объемов производства алмазов является не единственным, что вызывает тревогу, поскольку вопросы безопасности на Маранге тоже вызывают обеспокоенность.

В июле местные средства информации заявляли, что был убит горнорабочий, занимавшийся нелегальной добычей алмазов, а три рабочих получили серьезные увечья после того, как в них стреляли охранники ZCDC в Маранге.

Газета The Herald сообщала, что охранники ZCDC вели перестрелку с 200 вооруженными нелегальными добытчиками алмазов, которые ворвались в здание компании примерно в 3 часа утра 18 июля.

Но Морис Мпофу (Moris Mpofu), главный исполнительный директор ZCDC, сказал, что на месторождении нет угрозы безопасности и ситуация находится «под контролем».

Государственной алмазодобывающей компании нужно было провести много работы и привести доказательства, чтобы добиться доверия общественности.

Настоящая прозрачность является необходимым условием, особенно для алмазодобывающей компании.

Соседи Зимбабве загребают миллионы, если не миллиарды, долларов от добычи алмазов каждый год, помогая пополнять национальную казну.

То же самое может делаться в этой стране, если они будут по-настоящему относиться к прозрачности и служению стране.

Зимбабве недавно объявила, что она открыла новые участки, находящиеся не на месторождении Маранге, которые могут иметь алмазоносные кимберлиты.

Если это окажется правдой, то у страны появилась еще одна возможность управлять своей алмазодобывающей отраслью профессионально и прозрачно для улучшения жизни многих людей, которые живут в крайней нищете.

Мэтью Няунгуа, шеф-редактор Африканского бюро, Rough&Polished

Rio Tinto представила свой самый крупный красный б...
Пробирная палата создаeт единую информационно-анал...

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://wamaje.jewelry/