Ювелирные новости

Новости ювелирного мира: обзоры, аналитика, драгоценные металлы, драгоценные камни, алмазы, бриллианты, ювелирные украшения, бренды.

Обзор рынка. Август.

С начала этого года цены на алмазное сырье летели вперед, как run-away train в каком-нибудь боевике. Летели, как многим показалось, уже без убедительных на то объективных причин.

Но всему когда-нибудь наступает конец. И теперь мчавшийся на всех парах локомотив медленно, но верно превращается в поезд кольцевой ветки метро. Впереди – ценовая коррекция.

С начала этого года цены на алмазное сырье летели вперед, как run-away train в каком-нибудь боевике. Летели, как многим показалось, уже без убедительных на то объективных причин.

Но всему когда-нибудь наступает конец. И теперь мчавшийся на всех парах локомотив медленно, но верно превращается в поезд кольцевой ветки метро. Впереди – ценовая коррекция.

Запоздалая реакция

Необходимость коррекции цен на алмазное сырье назрела уже давно. Рынок ожидал ее еще в начале лета, когда рост цен слегка замедлился и покупатели вздохнули с облегчением. В свою очередь производители подняли цены еще на 10-20%. Но готовы ли потребители платить такую цену? Точно не все.

Все начиналось постепенно. В начале августа из Индии начали приходить новости о том, что цены на сырье в Мумбаи упали на 10-15%. Правда, в этих же числах весь мир напряженно ожидал дефолта в США, поэтому снижение цен списали на «нестабильность мировой экономики». Но дефолта в Штатах не случилось, а проблемы с продажами никуда не делись. На аукционе Arjav Diamonds в середине августа ушло меньше половины лотов. Это при том, что индийское сырье на недостаток спроса не жаловалось никогда – с начала этого года оно дорожало активнее всего, двузначными величинами в месяц.

А к концу месяца один за другим последовали два «громких аккорда».

На августовском сайте DTC ($800 млн) алмазы, по словам источников, подорожали на 4-8% в зависимости от групп сырья. По сравнению с той динамикой, которую De Beers показывала до этого, 4-8% - это ничто. А боксы DTC на вторичном рынке, по словам источников, торговались строго по прейскуранту, а иногда и вовсе со скидками.

BHP Billiton пошла еще дальше, снизив цены на сырье на 10-15%.

Рынок лицом к лицу столкнулся с тем, чего все так давно опасались, но старательно отмахивались от этой мысли – с нехваткой ликвидности. Огранщики – реальные потребители сырья – оказались зажатыми в тиски. Чтобы угнаться за ростом цен на сырье при неизменных объемах закупок, им требуется все больше и больше денег. А денег при этом становится все меньше и меньше: бриллиантовый рынок растет не так быстро и не успевает за ростом цен на алмазы, а возврат средств от ритейла при этом длится несколько месяцев. В результате огранщики просят дилеров о снижении цены. И дилерам в этой ситуации приходится соглашаться: либо продашь дешевле, либо не продашь вообще. Многие участники рынка сейчас дружно отмечают смену поведения продавцов: если раньше дилеры были безапелляционны и твердили о том, что дальше сырье будет еще дороже, то сейчас начали прислушиваться к аргументам покупателей и торговаться.

Именно от дилеров и исходит нынешняя коррекция. Производители же пока сдерживать свои цены не спешат. De Beers уже заявила, что политика компании неизменна и цены DTC снижаться не будут.

На перепутье

Вполне возможно, что крупные производители надеются на спрос со стороны других бурно развивающихся рынков, в первую очередь – Гонконга. Но пока покупатели в Азии насторожены не меньше, чем остальные. Нестабильность цен и ожидание коррекции заставляют их покупать все меньше и меньше.

В сложившейся ситуации на ум приходят только два возможных лекарства. Первое: спрос на бриллианты резко возрастает, ритейлеры начинают в короткие сроки возвращать огранщикам растущие суммы денег, огранщики на эти деньги могут позволить себе закупать сырье у дилеров, несмотря на рост цен. Отличный вариант, если бы не одно «но»: спросу на бриллианты не с чего расти. Весь мир сейчас ожидает второй волны кризиса, что мало сочетается с ростом покупательной способности и стремлением приобретать предметы роскоши. С точки же зрения инвестиций бриллианты, увы, пока далеко не такой привлекательный товар, как золото, в силу непрозрачности формирования цены. Да и динамика роста пока явно в пользу золота: сейчас, на очередной волне истерии, оно уже обогнало в цене платину и останавливаться явно не собирается. Бриллианты не дешевеют, это факт. Но и быстро дорожать, к сожалению, не умеют тоже.

Единственная возможность увеличить спрос на бриллианты – это снизить их цену. Но тогда в тупике окажутся не только огранщики, но и ритейл. Стоимость бриллиантов уже сейчас зачастую равна стоимости того сырья, из которого они изготовлены. Снижение цены на ограненные камни при сохранении цен на сырье автоматически заставит добрую половину алмазного трубопровода работать себе в убыток.

Так и получается второй вариант «лекарства» - снижение цен на уровне не только дилеров, но и алмазодобывающих компаний. Но пойти на этот шаг для них – значит лишить себя части прибыли. Такие решения даются с трудом, но на то она и коррекция.

Впрочем, алмазодобывающим компаниям долго расстраиваться не придется. На их стороне будущее, а именно объективное сокращение запасов алмазного сырья в мире при пусть и волнообразном, но постоянно растущем спросе на бриллианты. Накопленный «жирок» в виде неплановой прибыли позволит большой четверки обойтись какое-то время вообще без продаж и таким образом сбалансировать взаимодействие рынков алмазного сырья и бриллиантов. В конечном итоге у всех одна цель – бриллиант должен дорожать.

Елена Левина для Rough&Polished

Ювелиры возлагают надежды на выставку в Гонконге
Цены на золото достигли нового исторического макси...