Ювелирные новости

Новости ювелирного мира: обзоры, аналитика, драгоценные металлы, драгоценные камни, алмазы, бриллианты, ювелирные украшения, бренды.

Обзор рынка. Апрель.

Острословы говорят, что «статистика – наука неточная». Насчет точности претензий не имею, но смею заметить, что статистика – наука неторопливая.  Данные по квартальному производству, продажам, экспорту и импорту -  словом, все цифры, по которым можно анализировать состояние отрасли – выходят в свет только к началу мая. Поэтому нынешний апрельский обзор получится слегка обращенным в прошлое.  Хотя, только опираясь на прошлое, можно прогнозировать будущее.

Всеобщее снижение добычи

По оценкам участников рынка, DTC  с начала этого года подняла цены на сырье в среднем на 7%. Достаточно неплохая динамика, учитывая, что мы говорим всего о 3-4 месяцах. По сути, эта цифра даже выше:  если вы помните, DTC начала январь с того, что снизила цены на свою продукцию,  а теперь отыграла их назад.  На майском сайте De Beers продолжила «корректировку цен» - подняла цены на одни виды боксов, опустила на другие.

De Beers поддерживает уровень цен снижением объема производства. В первом квартале De Beers снизила добычу алмазов на 16%. Компания заявляет, что это плановая мера, связанная с желанием сосредоточиться на расширении, ремонте и обслуживании добывающих предприятий. De Beers начала сокращать поставки сырья на рынок с осени прошлого года, снизив объемы сайтов, и логично, что в этой ситуации для компании нецелесообразно сохранять добычу на прежнем уровне, тем самым накапливая стоки.

АЛРОСА с осени прошлого года тоже сокращала поставки на рынок, прекратив продажи на аукционах и споте и сосредоточившись только на исполнении долгосрочных контрактов. С весны российская компания возобновила аукционы (проведя, например, уже две серии аукционов алмазов специальных размеров). Однако в апреле появились слухи о том, что компания также может сократить объемы добычи сырья в этом году. По сообщениям СМИ, это связано с инженерными и геологическими сложностями в отработке месторождений компании. Официально АЛРОСА не подтверждала эту информацию. Но, откровенно говоря, сокращение объемов добычи было бы вполне логичным шагом со стороны российской компании.  Долгое время поддерживать цены, работая в сток, вряд ли будет целесообразно, а продажа сырья в Гохран (как в 2009 году) – это все же крайняя мера, и нет смысла задействовать ее сейчас, в условиях более-менее стабильного рынка.

Объемы производства снижаются не только у лидеров. BHP Billiton объявила о падении добычи алмазов на 21% в первом квартале из-за ухудшения качества руд на Ekati. Этот старый канадский рудник уже близок к истощению, и вряд ли существует возможность наращивания добычи на нем в следующие несколько лет. Похоже, что из крупных компаний роста добычи алмазов  в этом году ожидает только Rio Tinto, которая расширила подземные операции на Diavik, а также ведет добычу на Argyle более удачно, чем в прошлом году, когда производственный план первого квартала не был выполнен из-за сильных ливней и наводнений в Австралии.

Таким образом, цены сейчас движутся вверх благодаря формированию  дефицита сырья на рынке.  Вопрос только в том, насколько этот рост соразмерен с ростом спроса со стороны огранщиков, с ростом спроса на ювелирные изделия, а также с финансовыми возможностями покупателей.

Огранка и ювелирный сектор

Иногда мне кажется, что участники алмазного рынка ведут себя слегка рекурсивно. Проще говоря, наступают на одни и те же грабли. Последние несколько лет спикеры разного уровня постоянно заявляют о том, что спрос на алмазное сырье должен диктоваться спросом на конечную продукцию, а рост цен на алмазы должен быть соразмерен с ростом цен на бриллианты.  Но пока это скорее мантра, чем реальное положение дел. Нынешняя весна не является исключением.  С одной стороны, DTC называет итоги последних сайтов весьма успешными и заявляет о растущем спросе на разные категории сырья.  То же самое говорит и Diamdel, отмечающая устойчивый спрос со стороны развивающихся рынков. А вот сами участники рынка, похоже, не разделяют энтузиазма. «Реакция на корректировку цен не была благосклонной, так как сейчас люди не получают прибыль. Нельзя сказать, что они работают в убыток, но сейчас алмазы – это не очень выгодно», - сообщают они. А если верить показателям индекса RapNet, то цены на сертифицированные бриллианты по итогам первого квартала снизились на 2,7%. В недавно опубликованном докладе Rapaport отмечалось, что хотя объемы товарных запасов ритейлеров снизились, компании пополняют их весьма неохотно и не делают масштабных закупок, опасаясь неопределенности ситуации на международном рынке, а также кризисных явлений в мировой экономике. Нестабильность экономической ситуации накладывает свой отпечаток и на поведение потребителей: они по-прежнему склоняются к покупке более мелких бриллиантов низкого качества по доступным ценам.

Мелкие бриллианты производятся в первую очередь гранильной отраслью Индии. Давайте обратимся к данным статистики, опубликованным в конце апреля.

В марте индийский экспорт бриллиантов составил $2,117 млрд, или 4,264 млн карат. Официальная статистика сравнивает его с объемами марта прошлого года – и тут налицо снижение (в среднем на 50%). Но, строго говоря, сравнивать март этого года и март прошлого года не совсем корректно, поскольку мы сравниваем два совершенно разных рынка: бурно растущий рынок 2011-го и настороженный рынок 2012-го, оправляющийся от падения цен.  По сравнению с февралем 2012 года в марте Индия увеличила импорт бриллиантов более чем на 40% и по каратам, и в долларовом выражении. Частично этот рост, наверное, обусловлен сезонным подъемом торгов перед праздниками, но не думаю, что все 40% можно списать только на этот фактор. Производство и продажи индийских бриллиантов увеличиваются сами по себе, отвечая спросу со стороны потребителей на мелкие камни. Эта динамика подтверждается и данными о торговле других стран. Так, ввоз индийских бриллиантов в Японию в марте увеличился на 52%.

Любопытно взглянуть и на цены.  В марте экспорт бриллиантов из Индии в каратах увеличился на 41%, в ценовом же выражении – на 45%. То есть, рост стоимости вывезенных из Индии бриллиантов был почти полностью обусловлен увеличением их количества. Разумеется, мы не видим всех параметров проданных камней, поэтому не можем делать однозначные выводы. Но судя по тому, что динамика примерно одинакова, можно предположить, что при общем увеличении поставок цены на индийские бриллианты в марте либо выросли совсем незначительно, либо не выросли вовсе.  При этом  стоимость ввезенного в Индию в марте алмазного сырья в денежном выражении увеличилась на 9%. Данных по каратам внешнеторговая статистика в этот раз не приводит, так что сложно сказать, какая часть этой динамики обусловлена наращиванием физических объемов, а какая – непосредственно ростом цен. Но вообще тренд последних месяцев состоял в том, что под воздействием высокого спроса мелкое «индийское» сырье дорожало быстрее, чем крупное.

Если рост цен на алмазы снова существенно опережает рост цен на бриллианты и возможности покупателей, то возникает вопрос, как долго еще рынок сможет поглощать сырье по нынешней стоимости. Огранщики и ювелиры Индии, потребляющей огромное количество алмазов, сейчас и так находятся в непростом положении в связи с вводом в стране ряда пошлин (в том числе на золото и импорт бриллиантов) и акцизов. В апреле вся отрасль Индии объявила трехнедельную забастовку, протестуя против этих фискальных мер, и уже сейчас эксперты оценивают, что это будет стоить стране потери примерно 10% продаж драгоценных камней и ювелирных изделий с ними. Изначально предполагалось, что в 2012 объем этого рынка в Индии составит $50 млрд.

С одной стороны, забастовка индийских ювелиров приведет к сокращению объема предложения точно так же, как это происходит у De Beers и АЛРОСА на рынке алмазов. Спрос на ювелирную продукцию при этом увеличивается: например, продажи ювелирных изделий в США, которые сейчас являются крупнейшим потребителем этой продукции, в феврале выросли на 18,7% - до $2,69 млрд, а в марте, перед Пасхой, по предварительным данным, подскочили до $14,7 млрд. В условиях растущего спроса это так или иначе должно вылиться в рост стоимости бриллиантов и ювелирных изделий с ними.

С другой стороны, если все работники отрасли выходят на трехнедельную забастовку вместо того, чтобы работать, значит, градус их недовольства ситуацией весьма высок.

Кстати, либо я вдруг потеряла все способности к поиску информации, либо Израиль перестал публиковать данные внешнеторговой статистики. Во всяком случае, я почему-то нигде не могу найти официальных данных об израильском импорте алмазов и экспорте бриллиантов за любой из месяцев 2012 года. А они немного прояснили бы ситуацию с огранкой более крупного сырья.

Елена Левина для Rough&Polished

Всемирный алмазный совет начал свою работу
БРИЛЛИАНТОВАЯ ЗНАМЕНИТОСТЬ НЕДЕЛИ: ДЕБРА МЕССИНГ