Обзор рынка в октябре: призрак стабилизации

После неожиданно большого сайта DTC среди участников рынка царила неопределенность. Не было ни понимания того, произошло ли резкое снижение цен, ни уверенности в том, чем ответят остальные игроки. Поэтому мы медлили с выпуском обзора за октябрь, чтобы сначала дождаться данных экспортно-импортной статистики Бельгии или Индии, и уже на основании этих цифр делать выводы.

Вывод пока можно сделать следующий: обновленные цены позволили огранщикам снова получать маржу, и это, возможно, сулит скорую стабилизацию в данном секторе. Но только в том случае, если рынок сейчас не будет делать поспешных шагов.

Призрак стабилизации

Данные экспортной статистики Индии (GJEPC) пока не опубликованы, зато уже есть данные статистики AWDC. Согласно этим данным, средняя стоимость ввезенного в Бельгию алмазного сырья в августе составила $119,378 за карат, снизившись на 17,3% по сравнению с сентябрем.

Помесячные цены ввоза алмазного сырья в Бельгию можно отследить по таблице ниже (первая цифра показывает объем импорта в $ млн, вторая – в миллионах каратов, нижняя – среднюю цену одного ввезенного карата):

{Ювелирная мастерская - ювелирные изделия - ремонт, изготовление, продажа } {сайт Wamaje}

Таким образом, средняя стоимость карата ввезенного в Бельгию сырья в октябре находится на минимальном за этот год уровне. С начала года стоимость ввезенных в Бельгию алмазов снизилась на 12,6%, а по сравнению с максимальным уровнем, зафиксированным в мае – на 26,3%.

Подобное поведение цен в целом подтверждает предположения, выдвинутые участниками рынка месяц назад. В начале октября DTC не просто провела большой по физическим объемам сайт – так или иначе, цены на сырье в рамках этого сайта были снижены. Есть основания предполагать, что так поступила не только De Beers, но и российская «АЛРОСА», что в совокупности и дало столь ощутимое снижение импортных цен в Бельгии.

Куда более интересная картина вырисовывается, если посмотреть на цены бельгийского экспорта алмазов (принцип построения таблицы тот же):

{Ювелирная мастерская - ювелирные изделия - ремонт, изготовление, продажа } {сайт Wamaje}

Как видно из таблицы, в последние месяцы средняя стоимость вывезенного из Бельгии сырья ведет себя совсем не так, как стоимость импортированного. Несмотря на 17-процентное падение цен на ввезенное сырье в октябре, вывезенный из Бельгии карат в октябре стоил в среднем $123,9 – на 5,6% больше, чем месяцем ранее.

Это расхождение более наглядно можно проследить по графику:

{Ювелирная мастерская - ювелирные изделия - ремонт, изготовление, продажа } {сайт Wamaje}И только в октябре графики цен экспорта и импорта, наконец, «сходятся» в одной точке.

Что это?

Стоимость экспорта сырья из Бельгии, по-видимому, может служить для нас ориентиром той средней цены, по которой сырье попадает к огранщикам. Или цены вторичного рынка. Очевидно, что с июля, после очередного повышения цен на сырье со стороны добывающих компаний, стоимость алмазов стала слишком высока для «конечного» потребителя (в данном случае – для обрабатывающего сегмента отрасли, рынок бриллиантов мы пока не берем в расчет). В результате сырье уходило от производителей в рынок по высоким ценам, но вот среди участников рынка торговалось уже с дисконтом. Приведенный график – всего лишь наглядное подтверждение данных, которые поступали от участников торгов в последние месяцы и отношение к которым было неоднозначным.

И вот в октябре снижение цен со стороны производителей, кажется, наконец, приводит рынок в баланс…

И снова рупия

Здесь следует отдельно остановиться на причинах зафиксированного снижения.

Чтобы снизить цены на алмазы, совсем не обязательно пересматривать прейскурант. Достаточно просто изменить ассортимент продаваемого сырья. Стоимость камней одинакового размера, но разных характеристик чистоты и цвета, может отличаться на порядки. Если увеличить в структуре продаж долю мелкого или пикированного сырья, которое, как правило, имеет невысокую стоимость, можно получить снижение средней цены продажи одного карата. И при этом продемонстрировать высокий суммарный объем продаж – поскольку за счет низкой цены этот товар пользуется большим спросом.

Видимо, изменение ассортимента – это именно та мера, к которой прибегли производители в октябре. И мера эта рассчитана, прежде всего, на индийских диамантеров.

Если посмотреть на поведение курса индийской рупии, можно увидеть, что причины высоких октябрьских продаж не только в снижении цен. 

{Ювелирная мастерская - ювелирные изделия - ремонт, изготовление, продажа } {сайт Wamaje}С весны этого года индийские диамантеры страдали от кризиса ликвидности, вызванного ослаблением рупии, из-за которого им было проблематично вести экспортно-импортные операции. В сентябре и особенно в октябре курс рупии существенно укрепился, благодаря чему индийские компании при конвертации денег могли получить больше долларов и соответственно увеличить закупки сырья.

Однако уже с ноября индийская валюта снова начала ослабевать, и сейчас стоит около 55 рупий за доллар. А это значит, уже с ноября индийские диамантеры снова начнут испытывать сложности, которые, конечно, будут нивелированы за счет изменившегося ассортимента, но все равно не полностью.

Как удержаться от соблазна?

Сейчас вновь наступил тот момент, когда главное для производителей сырья – не делать резких шагов. А соблазн совершить их как никогда велик.

Насколько можно судить по сообщениям СМИ и данным отчетности, оба крупнейших производителя алмазного сырья – и De Beers, и «АЛРОСА» - сейчас испытывают трудности. «АЛРОСА» сейчас имеет достаточно большой объем долга, который уже можно сравнить с докризисным. За ближайшие месяцы необходимо показать достаточно серьезные объемы реализации сырья: за 9 месяцев «АЛРОСА» реализовала продукцию на $3,175 млрд, а по итогам года по-прежнему намерена «вписаться» в запланированные $4,5 млрд. Какую-то часть из остающихся $1,3 млрд компания намерена поставить в Гохран, но вряд ли этот объем будет большим – судя по сообщениям СМИ, вопрос о предоставлении господдержки пока остается нерешенным. Конечно, продажи «АЛРОСА» сейчас организованы значительно лучше, чем в 2008 году, благодаря переходу на долгосрочные контракты. Но задача, стоящая перед компанией, все равно не из легких.

Ситуация в De Beers не менее сложна. Как уже отмечалась в предыдущих обзорах, компания существенно отстает от прошлогоднего уровня продаж, и одного крупного сайта недостаточно для того, чтобы компенсировать это отставание. Кроме того, налицо признаки недовольства показателями De Beers со стороны его основного акционера - Anglo American (вспомните хотя бы увольнение Синтии Кэрролл).

В сложившейся ситуации для производителей велик соблазн продолжать поставлять на рынок большие объемы сырья по низким (возможно, даже по снижающимся) ценам.

Именно такой посыл, хотя и в достаточно завуалированной форме, не так давно озвучил представитель De Beers Найджел Симсон, заявивший, что «хотя не вся продукция, проданная на октябрьском сайте, будет действительно использована для производства бриллиантов в течение этого сезона, сайтхолдерам необходимо продолжать вести свой бизнес и покупать алмазное сырье, дабы сохранить устойчивый поток товаров, проходящих через производство».

Этой фразой De Beers констатирует, что часть объемов дешевого сырья, проданного в октябре, легла в сток. Но призывает компании продолжать масштабные закупки.

Индийские диамантеры (на которых по-прежнему приходится более 75% потребления алмазного сырья) сейчас находятся не в том состоянии, чтобы накапливать большие стоки сырья, пусть и дешевого. Чтобы стабилизировать свой бизнес, им какое-то время нужно работать с небольшими объемами: быстро гранить и продавать бриллианты, чтобы снова закупать алмазы и тем самым показывать банкам-кредиторам постоянный оборот. Обработка накопленных стоков так или иначе будет занимать у них какое-то время. Не пойдет на пользу и изменение стоимости имеющихся у них запасов – в сущности, неважно, будет ли это изменение в сторону снижения или увеличения.

Увеличение доли «индийского» ассортимента со стороны производителей можно рассматривать как шаг навстречу рынку. Но, наверное, лучше для всей отрасли было бы, если бы производители и остановились на этом шаге, не изменяли бы цены и демонстрировали стабильный объем продаж. Это даст огранщикам возможность предсказуемо вести бизнес, а не приспосабливаться каждый месяц к новым рыночным условиям.

Если отвлечься от краткосрочных проблем, можно увидеть, что перспективы у алмазного рынка по-прежнему хорошие, поскольку потребление конечной продукции – ювелирных изделий с бриллиантами – продолжает расти. Пусть даже этот рост и не так высок, как в 2011 году.

Ювелирные компании и производители товаров класса «люкс», опубликовавшие отчетность за 3 квартал, сообщают о росте своих продаж. Blue Nile, продающая бриллианты и ювелирные изделия, в третьем квартале увеличила выручку на 20%, PPR увеличила выручку в сегменте luxury на 12%, продажи ювелирных изделий компании Titan Industries (бренд Tanishq) выросли на 6%, продажи Charles&Colvard – на 76%.

Можно ожидать, что этот рост только усилится в последующие месяцы благодаря начинающемуся сезону праздников: Дивали в Индии, Дню благодарения и Рождеству. Эксперты ожидают, что росту потребления будет способствовать и разрешение политической неопределенности: прошедшие, наконец, выборы в США и смена руководителей компартии Китая.

Увеличение потребления бриллиантов повлечет за собой и скорое восстановление гранильной отрасли. А, восстановившись, диамантеры снова смогут увеличивать объем закупок.

А там, возможно, опять можно будет говорить и о росте цен на алмазное сырье.

Елена Левина для Rough&Polished

 

 

 

Аффинажная разница
Особенности прейскуранта Rapaport Diamond Report

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://wamaje.jewelry/