Алмазы: от добычи до продажи

 

 

 

Если сравнить алмазный бизнес с золотым бизнесом, то алмазная отрасль покажется очень маленькой, пишет портал www.livetradingnews.com.

Объем мирового розничного рынка ювелирных изделий с бриллиантами в 2010 году составил $60 миллиардов. Будучи связан с золотом, алмазный бизнес состоит из нескольких секторов:

1. Горные добытчики, производители и продавцы алмазного сырья. 
2. Огранщики.  
3. Производители ювелирных изделий. 
4. Ритейлеры.

Горные добытчики, производители

Согласно статистике, в мире ежегодно добывается около 133 миллионов каратов алмазов. Ботсвана и Россия являются двумя самыми крупными производителями: они добывают около 50% мирового объема производства. Австралия, Ангола, Намибия и Канада добывают остальное.

Четверо из производителей контролируют около 65% рынка: De Beers, российская АЛРОСА и диверсифицированные горнодобывающие компании BHP Billiton (NYSE:BHP) и Rio Tinto (NYSE:RIO). De Beers контролирует около 35% рынка, а АЛРОСА около 20%.

Крупные алмазные рудники промышленного масштаба встречаются редко, существует всего около 20 крупных алмазных рудников в мире. А крупные поставки – еще более редкое дело - всего 11 рудников обеспечивают 62% мирового объема производства алмазов по весу в каратах. Последний крупный алмазный рудник был открыт в Зимбабве в 1997 году.

Объемы производства на рудниках разные, но на богатейшем в мире руднике Жваненг (Jwaneng) в Ботсване нужно добыть тонну руды, чтобы получить в среднем 1,4 карата алмазов.

На этом руднике добывается 8 миллионов тонн руды в год, и он продает алмазное сырье в среднем по $134 за карат. Это дает доход в размере $1,5 миллиарда с одного рудника, причем доходность составляет 24%.

Огранщики

Производители сырья продают свои алмазы компаниям, которые производят их огранку и полировку. Это затратный процесс: бόльшая часть алмазов теряет от 50 до 60 процентов своего веса, пока превратится в бриллиант.

У компании De Beers особенно сложная система продажи своих алмазов. Она продает их примерно 80 «сайтхолдерам» по долгосрочным контрактам, в то время как другие продажи осуществляются на аукционах.

Бόльшая часть огранки выполняется в нескольких центрах: Антверпене, Тель-Авиве, Нью-Йорке и в России. Некрупные камни размером менее 3 каратов проходят огранку в Индии и Китае. Это связано со стоимостью: стоимость огранки обычно составляет $100 за карат, но в Индии это стоит $10.

Для снижения затрат на производство огранщики алмазов используют сложные компьютерные программы, которые определяют самый эффективный способ огранки алмаза. В последнее время отрасль добилась огромных достижений благодаря использованию сложных лазерных станков для огранки, которые могут производить резку и полировку алмазов с минимальным применением труда человека.

Производители ювелирных изделий

После огранки бриллианты поступают производителям ювелирных изделий, которые покупают их в центральных и региональных офисах огранщиков алмазов и на выставках, проводящихся в разных городах мира. Две крупнейшие из них проходят в Гонконге и Лас-Вегасе.

Ювелирные изделия производятся в очень многих местах: существует свыше 10 000  производств в мире, большинство из них анонимные.

Конечно, существует и ряд весьма знаменитых ювелирных и торговых марок: Tiffany (NYSE:TIF), Cartier, Bulgari, Louis Vitton, Gucci и Chanel, но более 80% производителей находятся в Индии или Китае и не имеют своего бренда.

Брендирование проводится там, где большие деньги. Брендирование имеет важное значение для прибыльности. Согласно данным, обручальное кольцо от Cartier может иметь торговую наценку в размере 40% по сравнению с кольцом без бренда, хотя камни в них будут аналогичного размера и качества.

Ритейлеры

Эта группа еще более фрагментирована, чем производители. В мире существует примерно 250 000 ритейлеров, торгующих ювелирными изделиями, причем у большинства из них имеется местный владелец, и они работают в своем регионе.

В прошлом бриллианты продавались в основном через специализированные магазины. Некоторые их них стали знаменитыми: Тiffany, Zale (NYSE:ZLC), Kay Jеwеlеrs. Но большинство не добилось такой известности.

В настоящее время число самостоятельных ювелирных магазинов сокращается. Такие универсальные магазины, как Mаcy’s (NYSE:M), JC Pеnney (NYSE:JCP) и Neiman Mаrсus, а также такие магазины дисконтной продажи, как Wаl-Mаrt (NYSE:WMT), Cоstco (NASDAQ:CОST) и Tаrget (NYSE:TGT), осуществляют бόльшую часть продаж ювелирных изделий.

Из 133 миллионов добытых каратов алмазов всего 50% идет на ювелирные изделия. Остальная часть сырья идет в промышленность, где алмазы используются  для резки и шлифовки. Обычно это другие алмазы, они очень мелкие и дешевые. Большинство алмазов, используемых для технических нужд, является синтетическими.

Именно ювелирный бизнес дает большие деньги, производя около 95% стоимости продукции.

Формирование цен на бриллианты

Как и золото, алмазная отрасль питает большие надежды в отношении спроса на бриллианты в основном благодаря появляющемуся огромному среднему классу в Индии, Китае и Латинской Америке. В этих регионах продажи действительно резко выросли.

Это указывает на то, что цены на бриллианты должны оставаться устойчивыми и немного расти. Цены на крупные бриллианты более высокого качества поднялись, а цены на некрупные камни, относящиеся больше к коммерческим камням, остались без изменений или незначительно увеличились. 

Спрос на бриллианты определяется макроэкономическими тенденциями или, проще говоря, состоянием потребителя. На цены влияют резкие подъемы и спады экономического развития, как те, что наблюдались в 2001 году и в 2008-2009 годах. 

Хотя цены и упали во время последней глобальной рецессии в 2008-2009 годах, цены на алмазы и бриллианты повысились в 2010 и 2011 годах.

Бриллианты являются предметами роскоши, и рост спроса обычно происходит параллельно с ростом ВВП. Замедление роста ВВП, которое ожидается в ближайшие пару лет, особенно в Соединенных Штатах и Европе, создает проблемы для бриллиантовой отрасли. Трудности также возникают из-за колебания валют.

Падение стоимости индийской рупии, например, является основной причиной того, что объем продаж в этой стране сократился во втором квартале 2012 года по сравнению с таким же периодом прошлого года.

На крупные бриллианты цены очень высоки. Самое крупное повышение цен произошло на камни весом 2 карата и выше.

В период между 2006 и 2010 годами цены на ограненные бриллианты весом в 1 карат поднимались на 5% в год, а цены на бриллианты в 3 карата выросли на 10%, в то время как цены на  камни весом 5 каратов поднялись на 17%. 

С точки зрения поставок, бриллиантовая отрасль имеет те же проблемы, что и бизнес, связанный с золотом, так как известно, что запасы сокращаются, затраты растут, а содержание алмазов в руде уменьшается.

Компания De Beers в течение многих лет контролировала цены на алмазы и бриллианты, потому что обладала реальной монополией на мировое производство. Но De Beers продала многие из своих товарных запасов в период 2002–2007 годов и уже не оказывает такого сильного влияния на рынок.

Синтетические бриллианты производятся в течение десятилетий, но их использование все еще ограничено техническими целями.

Если бы существовал реальный инвестиционный рынок для бриллиантов, это повлияло бы на спрос и цены.

 

 

 

Аффинажная разница
Особенности прейскуранта Rapaport Diamond Report

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://wamaje.jewelry/