Ювелирная мастерская Wamaje

Включить полную версию

Новости ювелирного мира

Новости ювелирного мира: обзоры, аналитика, драгоценные металлы, драгоценные камни, алмазы, бриллианты, ювелирные украшения, бренды. В данном разделе использованы материалы Портала израильской алмазной промышленности и Rough&Polished – отраслевое информационно-аналитическое агентство, специализирующееся на изучении процессов, определяющих развитие мирового рынка алмазов и бриллиантов.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге

Обзор рынка. Ноябрь.

Автор: Wamaje Дата: Понедельник, 05 Декабрь 2011 в разделе: Рынок

Экономисты обычно говорят, что любой кризис – явление позитивное, потому что дает стимул к переменам даже в тех областях, которые казались незыблемыми. Структура основных участников алмазного рынка казалась чем-то именно таким, константным. Она не изменилась даже после кризиса 2008 года. Зато теперь, три года спустя, начала радикально меняться буквально в течение месяца. И это притом, что второй кризис маячит где-то близко, но по-хорошему пока еще не наступил.

Diamonds are forever. Confidence is not.

Грядущий уход семьи Оппенгеймеров из состава акционеров De Beers (вряд ли остался кто-то, кто не в курсе этой новости) списывают прежде всего на проблему «отцов и детей». Якобы идея о том, что из алмазного бизнеса пора выходить, пришла к членам семьи уже давно – ко всем, кроме самого Ники. Якобы Ники до последнего хранил надежду, что Джонатан сможет достойно продолжить семейное дело. А Джонатан якобы не проявлял должных деловых качеств, и это якобы вызывало напряженность. Интереснее всего было бы узнать, какой процент из людей, пишущих об этих семейных трудностях, хоть раз общался с семьей лично.

Может быть, когда-нибудь кто-то из Оппенгеймеров напишет мемуары, в которых приоткроет завесу тайны над психологической стороной ситуации. Пока же попытаемся обратиться к стороне сугубо экономической.

Алмазный рынок переживает уже второй кризис за последние 3 года. И хорошо известно, как именно De Beers проходила через прошлый. Компании пришлось вдвое сократить производство (объемы которого не восстановлены до сих пор) и нести убытки. А акционерам – неоднократно вливать дополнительные деньги в капитал, при этом, разумеется, не получая дивидендов. И если Anglo American – это мощная транснациональная корпорация с диверсифицированным бизнесом, имеющая множество источников доходов, то для Оппенгеймеров De Beers – ключевой и чуть ли не единственный источник. Вы представляете себе колодец, в который надо постоянно доливать воду?

Сейчас ситуация на рынке выглядит так же, как и три года назад. Цены на сырье упали. Алмазодобывающие компании снижают объем предложения: DTC урезает сайты (а Debswana уже официально урезает производственный план), АЛРОСА снова ушла с открытого рынка и торгует только по долгосрочным контрактам. Возможно, это наводит Оппенгеймеров на мысли о повторении и дальнейшего сценария: снова придется нести убытки и отдавать средства для поддержки компании на плаву.

Об этом косвенно свидетельствует сумма сделки: $5,1 млрд за 40-процентный пакет акций. По оценке экспертов рынка, реальная стоимость этого пакета как минимум на $1,5 млрд больше. Если цена действительно занижена, то эта сделка выглядит как стремление вовремя избавиться от проблемного актива и выйти в кэш.

Возможно, причины были совсем другими. Но доверие к блестящему будущему алмазной индустрии, кажется, теряют и другие крупные участники рынка. BHP Billiton объявила о том, что сомневается в целесообразности своего участия в алмазодобывающем бизнесе и рассматривает варианты вплоть до продажи обоих принадлежащий ей канадских активов.

Единственное ныне действующее алмазное предприятие BHP – канадский рудник Экати (Ekati), добывающий в год около 3 млн каратов алмазов. Экати отрабатывается с 1998 года, его подтвержденных запасов хватит лишь на несколько лет добычи, а перспективы увеличения ресурсной базы неясны. Однако в распространенном пресс-релизе BHP объясняет свое желание даже не исчерпанием месторождения, а отсутствием новых крупных алмазных месторождений, которые позволили бы значительно расширить бизнес, как того требует стратегия компании.

Если решение выйти из алмазного бизнеса продиктовано исключительно стратегией, то вряд ли BHP пришла к нему только что: новых крупных месторождений в мире не открывали уже несколько десятков лет. Да даже исчерпание ресурсов Экати – вряд ли новость для участников рынка. И если бизнес-логика диктует, что бесперспективный актив нужно продать для получения свободных денежных средств, то BHP выбрала странное время для продажи. На пике цен на алмазы шансов продать рудник дорого было гораздо больше, чем сейчас.

Скорее, дело в другом. Сырье с Экати BHP реализует через аукционы. А цены на аукционных торгах последние несколько месяцев были исключительно низкими. Это можно было бы безболезненно перенести в краткосрочной перспективе, вот только никто не знает, насколько эта перспектива краткосрочна.

Кстати, незадолго до публикации этого пресс-релиза в СМИ появилась информация о том, что Экати может купить АЛРОСА. Правда, ни одна из сторон не подтвердила ни намерения, ни проведения переговоров, ни даже наличия интереса к подобной сделке. Что это было? Не желание ли создать видимость того, что этот актив считают хорошей покупкой?

Намерение BHP «рассмотреть возможность выхода из бизнеса» (что, по сути, означает «обязательно продадим, если найдем покупателя») – поведение, характерное для любой крупной диверсифицированной горнодобывающей компании. Глобальная компания не имеет «моральной» привязанности к какой-либо одной отрасли и руководствуется исключительно экономической целесообразностью. И в этом плане будущее De Beers, переходящей под полный контроль горнодобывающего гиганта, тоже не очень ясно. Нет, вряд ли мы увидим смену менеджмента, продажу активов, реорганизацию бизнеса или какие-то другие радикальные меры. Но вот как изменится само отношение?

Смена караула

Пока одни игроки рынка, кажется, теряют веру, другие, наоборот, ее обретают. Российская алмазодобывающая монополия АЛРОСА впервые в своей истории вышла на биржу. Пока речь идет всего лишь о внесписочных торгах акциями на ММВБ, но это уже биржевые торги, в ходе которых любой желающий может купить или продать бумаги. И это, в том числе, возможность реально оценить стоимость компании, что доселе было сделать невозможно.

К исходу третьего дня торгов акции АЛРОСА подорожали в 2,2 раза по сравнению со стартовой ценой. Исходя из котировок на ММВБ, капитализация АЛРОСА доходила до суммы $28 млрд. При этом капитализация De Beers, исходя из суммы сделки Anglo и Оппенгеймеров – около $12,75 млрд. То есть, в течение нескольких дней АЛРОСА была самой дорогой по капитализации алмазной компанией в мире.

Резкий рост стоимости акций списывают на «эйфорию начала торгов». Кроме того, объем предложения бумаг пока мал: значительная часть акций находится у сотрудников компании, 10 лет назад воспользовавшихся опционным планом. Многие из них теперь хотели бы продать свои акции, но на оформление допуска к торгам им потребуется время. Поэтому цена бумаг непременно скорректируется.

Но если сделки на бирже есть, значит, есть и спрос – скорее всего, со стороны инвестиционных фондов. Акции АЛРОСА ранее уже скупал инвестфонд Vostok Nafta, а недавно в число акционеров компании вошел бизнесмен Сулейман Керимов. Эксперты рынка прочат АЛРОСА будущее «голубой фишки» после размещения акций, а значит, фонды уверены в том, что дальше эти акции будут стоить еще дороже. И нынешняя нестабильность на рынке не мешает им в этой уверенности.

Елена Левина для Rough&Polished

Просмотров: 2060
Теги: Array

Ювелирная мастерская Wamaje. Москва, Кутузовский проспект, 43. телефон +7 (495) 974-16-96

Перейти к Полной версии сайта