Ювелирная мастерская Wamaje

Включить полную версию

Ювелирика

 

Что такое ювелирика ?

Ювелирика — это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно быть уникальным — то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

Ювелирика первоначально была предназначена для украшения почти всех частей тела — от шпилек вверху и до колец на пальцах ног внизу. Кроме классической ювелирики, существуют также другие её виды.

Ювелирика вообще, и ювелирные украшения в частности, традиционно изготовляются из драгоценных камней или драгметаллов, хотя могут также быть сделанными и из других материалов, и тогда они могут цениться из-за своих чисто художественных достоинств.

В то время, когда высококачественная ювелирика создаётся из драгоценных камней и драгметаллов, таких, как, например, серебро, золото и платина, в настоящее время наблюдается также растущий спрос на чисто художественную ювелирику, в которой дизайн ювелирного изделия и вложенный в его создание труд и творческий потенциал художника-ювелира ценится дороже, чем стоимость использовавшихся при изготовлении ювелирного изделия драгоценных материалов.

Хотя и считается, что в понятие «ювелирика» входят все ювелирные изделия, изготовленные с применением драгоценных материалов, а в понятие «бижутерия» — ювелирные изделия из недрагоценных материалов, но, как видим, в настоящее время разница между ювелирикой и бижутерией становится несколько размытой, и оценка того, причислить ли данное изделие к ювелирике или же к бижутерии, каждый раз принимается экспертами индивидуально в каждом конкретном случае.

Ювелирные изделия иногда используются не только как средство украшения, но и как средство для хранения или инвестирования своего капитала, а также применяются функционально, например, в виде заколок для удержания причёски или складок одежды.

Ювелирика и бижутерия, как области ремесла, ведут своё происхождение c очень с очень давних времён. В доисторические времена самые первые украшения делались из естественных материалов, таких, как, например, кость, зубы животных, морские раковины, древесина или камни, на которых выцарапывались различные знаки, рисунки или узоры. Более экзотические для тех времён ювелирные изделия делались, вероятно, для влиятельных людей рода, племени или клана с целью указания их социального статуса. В некоторых древних культурах умерших людей высокого социального ранга хоронили вместе с их ювелирными украшениями.

В профессиональном жаргоне ювелиров, а также и студентами и учащимися учебных заведений по специальности «ювелирное дело», часто используется жаргонный вариант слова: «ювелирка».

В последнее время, в связи с распространением компьютерных стратегических игр-квестов в стиле «фэнтези», среди их фанов слово «Ювелирика» стало широко использоваться для обозначения различных «талисманов», «драгоценностей» и прочих «товаров», имеющих «хождение» в этих играх.

Кто такой ювелир ?

Ювели́р — профессия, ранее ремесленническая специализация. Мастер по изготовлению и ремонту ювелирных изделий.

1. Зачем обращаются в ювелирную мастерскую?

2. Изготовление ювелирных украшений.

3. Ремонт ювелирных изделий.

Иногда так называют человека, выполняющего особо тонкие ручные работы. Часто для изготовления используются дорогостоящие материалы (золото, серебро, драгоценные камни и др.). Обучение проходят как в специализированных учебных заведениях так и непосредственно на производстве или мастерской. Для выполнения ювелирных работ мастер ювелирного дело должен иметь широкий спектр навыков и знаний, в процессе производства применяется такие виды работ как: литьё, прокатка, распилка, гибка, пайка, опиловка, полировка и закрепка. Некоторые из них являются сами по себе профессиями (такие как: литейщик, полировщик, закрепщик, дизайнер). Наиболее распространёнными видами украшений изготовляемыми ювелирами являются: кольца,кулоны, серьги. Одна из древнейших профессий.

Что такое ювелирное изделие ?

Ювели́рное изде́лие — изделие (кольцо, серьга, браслет, колье, брошь), надевающееся на одежду или непосредственно на тело человека и служащее главным образом (или исключительно) для украшения. Часто для его изготовления используются дорогостоящие материалы (золото, серебро, сплавы из других благородных металлов, драгоценные камни и др.), поэтому ювелирное изделие может обозначать социальный статус человека. Ювелирные изделия из дешёвых материалов называются бижутерией.

Ювелирные изделия также представляют собой настольные украшения, так как основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который в свою очередь и создаёт изделия.

1. Галерея ювелирных украшений

2. Как выбрать ювелирное изделие?

3. Как ухаживать за ювелирными изделиями?

Что такое ювелирные камни ?

Драгоценные камни — минералы, которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки, а как следствие и дороги. Их широко используют для производства ювелирных изделий, собирают в коллекциях, используют как банковские активы. Трудно отличимые на вид имитации большинства драгоценных камней изготавливаются искусственно, имитации или подделки многих драгоценных камней делались ещё во времена Древнего Рима (в наши дни такие синтетические камни и имитации самоцветов весьма популярны, т.к. стоят намного дешевле). В 1902 году французский химик М. А. Вернейль впервые получил и начал поставлять на мировой рынок синтетические рубины, а чуть позже синтетические сапфиры и синтетическую шпинель. Появление большого количества синтетических камней не снизило, а, наоборот, повысило значение и стоимость натуральных, природных самоцветов. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными.
Изучением драгоценных камней как минералов и поисками способов их точного распознавания от синтетических подделок занимается раздел минералогии, называемый геммология.

1. Классификация и основные свойства ювелирных камней.

2. Драгоценные камни по знаку зодиака.

Существует несколько классификаций камней, применяемых в ювелирном производстве. В большинстве случаев пользуются: классификацией, разработанной академиком А. Е. Ферсманом. Все камни подразделяют на три группы: самоцветы (ограночные); цветные (поделочные) и органического происхождения. Самоцветы и цветные камни в свою очередь подразделяют на; камни 1, 2 и 3-го порядка.
В 1965 г. Министерством геологии СССР была разработана новая классификация естественных цветных камней. В зависимости от характера обработки и области применения камни подразделяют на три класса: ограночные, ювелирно-поделочные, поделочные.
Однако в торговле и промышленности применяют иную классификацию, в основу которой положен признак их рыночной стоимости. В зависимости от стоимости, твердости, прозрачности, блеска и красоты, а также степени распространения их в природе естественные, камни подразделяют на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Кроме естественных (минеральных и органических) имеются искусственные камни и граненое стекло.
Драгоценные, полудрагоценные и искусственные камни, а также граненое стекло, как правило, после огранки вставляют в ювелирные украшения (кольца, броши, серьги, браслеты, кулоны, колье и др.) или из них изготовляют бусы, ожерелья и другие украшения.
К драгоценным камням минерального происхождения относятся алмаз, изумруд, рубин и сапфир. Это прозрачные, с ярким блеском, очень твердые ювелирные камни. Они редко встречаются в природе. Массовой единицей драгоценных камней является карат, который равен 0,2 г. К драгоценным камням относится также жемчуг, который является камнем органического происхождения.

Что такое бриллиант ?

Бриллиа́нт (от фр. brillant — блестящий) — алмаз, которому посредством обработки придана специальная форма, максимально выявляющая его естественный блеск. Бриллианты оценивают по системе «4 °C»: cut (огранка), clarity (чистота), color (цвет) и carat (вес в каратах), что позволяет определить, насколько камень близок к совершенству.

1. Правила алмазного совета по классификации ограненных алмазов - бриллиантов.

2. Стоимость бриллианта.

3. Соотношение классификаций.

4. Покупка бриллианта.

5. Сертификаты и экспертные заключения.

6. Инвестиции в бриллианты.

Алмаз — прозрачный кристаллический углерод, обладающий сильным блеском, лучепреломлением, светорассеиванием, игрой света, особенно в граненом виде. Это самый твердый минерал в мире, так как имеет чрезвычайно прочные связи атомов угле­рода. Его твердость по шкале Мооса равна 10. Однако, несмотря на твердость, он хрупкий и легко раскалывается по плоскостям спайности. Плотность 3,5—3,6 г/см3, показатель преломления 2,4—2,6.
Алмаз — химически стойкое вещество. Кислоты и щелочи на него не действуют, но он растворяется в расплавленной натриевой и калиевой селитре и соде. Под действием солнечных лучей, катодных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений некоторые виды алмазов светятся голубым, реже зеленым, желтоватым или беловатым светом. Это явление называется люминесценцией. Ювелирный алмаз, как правило, бесцветный, прозрачный. Если его опустить в стакан с дистиллированной водой, то он становится невидимым — как бы растворяется. Такой ювелирный алмаз называют «чистой воды». Кроме бесцветных существуют алмазы желтоватые, буроватые, зеленоватые, синеватые и черноватые.
Наиболее распространенными формами огранки ювелирных алмазов являются бриллиантовая и роза. Бриллиантовой огранкой гранят крупные алмазы, которые после огранки называют бриллиантами, а огранкой роза — мелкие. Алмазы бриллиантовой огранки, как правило, вверху имеют площадку, по бокам — грани, а огранки роза — вверху напоминают бутон розы. Играют эти камни значительно хуже, чем камни бриллиантовой огранки, поэтому при одинаковом размере, цвете и чистоте бриллианты, шлифованные розой, стоят на мировом рынке в 5 раз дешевле.
Основными параметрами, характеризующими бриллианты, являются форма, масса, цвет, дефектность и геометрические размеры. По форме их подразделяют на круглые—17-гранные (Кр-17), 33-гранные (Кр-33) и 57-гранные (Кр-57), овальные — 57-гранные (Ов-57), треугольные — 19-гранные (Т-19) и др. Всего имеется 17 видов форм.
По массе бриллианты подразделяют на мелкие («мем») —до 0,29 кар, средние («меланж») —от 0,3 до 0,99 кар и крупные — 1 кар и более.
По цвету бриллианты подразделяются на 9 групп, наиболее прозрачные ценятся выше и относятся к 1-й группе.
В зависимости от наличия дефектов бриллианты подразде­ляются на 11 групп, без дефектов относятся к 1-й группе, остальные имеют определенное количество дефектов.
Характеристики (шифр) бриллианта обозначают в виде дроби, где в числителе указывается порядковый номер цвета, а в знаменателе — группа дефекта. Так, шифр бриллианта Кр-57-0,51-1 /ЗА означает: круглый, 57-гранный массой 0,51 кар 1-й группы цвета и 3-й группы дефектов. Буква А означает правильность геометрических параметров (буквы Б и В указывают на отклонения от них).

Что такое бриллиантовая огранка ?

Круглая бриллиа́нтовая огра́нка — разновидность огранки, применяемая для алмазов и других минералов с сильной дисперсией света. При такой огранке камень покрывается многочисленными плоскими поверхностями — фацетами. При полной бриллиантовой огранке на лицевую сторону (корону), на которой расположена площадка, наносятся три пояса граней таким образом, что на лицевой стороне, вместе с площадкой, располагаются 33 грани. На тыльной стороне (павильоне) находятся 24 грани. Таким образом, полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. Полученный бриллиант имеет в плане круглую форму, его диаметр называется рундистом. Сама огранка начинается с павильона, т.е. нижней части будущего бриллианта (или иного драгоценного камня). Камень зажимают в цангу, которая в свою очередь находится в приспособлении для огранки алмазов (танге) и гранят на специально подготовленном диске. Сначала на камень наносят первые восемь фацетов сводя их все в одной точке образуя шип. Затем на каждую из восьми граней павильона наносят ещё по две грани, но уже под другим углом и меньшего размера (примерно, 80% от высоты первых восьми граней). Т.о. на нижней части камня получается 24 фацета. После этого камень вынимают из цанги, и закрепляют уже нижней частью в другой цанге и в другом приспособлении для огранки. Огранка верха (короны) тоже начинается с нанесения первых восьми граней, по российским стандартам угол этих граней находится в пределах от 32 до 45,5 градусов. Затем на эти грани наносят ещё 8 граней называемые звёздами или верхние одинарные клинья короны (они имеют форму равнобедренных треугольников), затем наносят оставшиеся 16 граней, они называются парные клинья короны. Угол этих граней уже как правило специально не выставляется, а точится на глаз относительно пропорций камня. Почти весь процесс огранки делается на глаз (выставляется угол только для первых восьми граней), всё остальное огранщик алмазов должен определить на глаз, конечно существуют измерительные приборы (и механические и электронные), но это не позволительная трата времени, которую огранщики не могут себе позволить. Максимальное сверкание округлого бриллианта достигается при соблюдении точно рассчитанных пропорций граней павильона, обеспечивающих полное внутреннее отражение света. Входящий луч света должен полностью дважды отразиться от тыловых граней на противоположных сторонах камня и выйти из коронки, создавая максимальное сверкание.

Какие еще камни называют драгоценными ?

Изумруд — прозрачный минерал ярко-зеленого цвета, окрашенный примесью окиси хрома. Это разновидность берилла. Он имеет характерный неметаллический блеск—от стеклянного до жирного и обладает высокой твердостью. Его твердость по шкале Мооса равна 7,5—8, ллотность 2,6—2,9 г/см3, показатель преломления 1,58. Среди зеленых ювелирных камней изумруд самый красивый и ценный.
Обработанные изумруды подразделяются на две категории: граненые и кабошоны. Требования к качеству огранки изумрудов такие же, как и к огранке бриллиантов.
По наличию пороков граненые изумруды подразделяют на три группы, а кабошоны — на две. Пороками являются дефекты природного происхождения (трещины, точки и др.), производственные дефекты не допускаются.
По цвету обработанные изумруды подразделяются на пять групп: темно-зеленые, нормально-зеленые, средне-зеленые, светло-зеленые и с зеленоватым оттенком (светлые). По массе изумруды подразделяют на мелкие — от 0,05 до 0,49 кар, средние — от 0,5 до 1 кар, крупные — свыше 1 до 10 кар и очень крупные — свыше 10 кар.
Характеристику (шифр) изумруда обозначают в виде дроби, в числителе которой указывают номер группы цвета, а в знаме­нателе— номер качества.
Рубин — прозрачный, окрашенный в розово-красный или красный цвет корунд — окись алюминия. Окраска рубина обусловлена присутствием ничтожных примесей окиси хрома и железа. По твердости рубин уступает только алмазу. Его твердость по шкале Мооса равна 9, плотность 3,95—4,2 г/см3, показатель преломления 1,76—1,77. Химически стойкий минерал, который не растворяется ни в одной кислоте.
Огненно-красные или темно-красные прозрачные рубины, не имеющие пороков, ценятся выше, чем светло-розовые и светло-красные. Совершенно прозрачные рубины встречаются редко и ценятся очень высоко. Кроме природных рубинов имеются и синтетические.
Сапфир, как и рубин, является разновидностью корунда — кристаллического глинозема, прозрачного, окрашенного соеди­нениями титана и железа. Иногда встречаются сапфиры красновато-синего или фиолетового цвета. По твердости сапфир уступает алмазу. Его твердость по шкале Мооса равна 9, плотность 3,99 г/см3, показатель преломления 1,76. Окраска сапфира, как и изумруда, аллохроматическая, изменчивая и не связана с химическим составом камня. При искусственном освещении сапфиры изменяют цвет, как и другие синие камни. При оценке сапфиров, как и рубинов, основное внимание уделяется наличию пороков, т. е. качественным признакам.
Жемчуг — камень чаще всего округлой формы, состоящий из углекислого кальция (90—94%), органического вещества (4— 6%) и воды (2-4%).
Цвет жемчуга может быть розовым, желтым, серым, красноватым, фиолетовым и даже черным. Реже встречается зеленоватый и голубой жемчуг, чаще — белый с желтоватым и голубоватым оттенком и с перламутровым блеском.
Так как в состав жемчуга входит органическое вещество, то он сравнительно непрочен, со временем высыхает, теряет блеск (восстанавливается действием слабых кислот).
Жемчуг обладает небольшой твердостью, он хрупок. Плотность его 2,65—2,75 г/см3. Форма зерна круглая, овальная, грушевидная, плоская и различная неправильная (барокко). Диаметр зерна иногда достигает 15 мм.
Различают жемчуг морской и речной. Наиболее ценным является морской жемчуг, круглый и блестящий, белого или розового цвета. Чем крупнее зерно, тем выше его стоимость. Речной жемчуг более мелкий. Жемчуг не обрабатывается, а в натуральном виде применяется для бус и вставок в ювелирные украшения. Сейчас для изготовления ювелирных украшений стали применять японский, искусственно выращенный морской жемчуг.

Что такое ювелирный сплав ?

В производстве ювелирных изделий применяются следующие драгоценные металлы; золото, серебро, платина, палладий. Могут применяться также иридий и, крайне редко, родий.

Зо́лото — элемент побочной подгруппы первой группы, шестого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 79. Обозначается символом Au (лат. Aurum). Простое вещество золото (CAS-номер: 7440-57-5) — благородный металл жёлтого цвета.

Чистое золото — мягкий металл жёлтого цвета. Красноватый оттенок некоторым изделиям из золота, например, монетам, придают примеси других металлов, в частности меди. В тонких плёнках золото просвечивает зелёным. Золото обладает исключительно высокой теплопроводностью и низким электрическим сопротивлением.

Золото — очень тяжёлый металл: плотность чистого золота равна 19621кг/м³ (шар из чистого золота диаметром 46 мм имеет массу 1 кг). Литровая бутыль, заполненная золотым песком, весит приблизительно 16 кг. Тяжесть золота — плюс для его добычи. Самые простые технологические процессы, такие, как, например, промывка на шлюзах, могут обеспечить весьма высокую степень извлечения золота из промываемой породы.

Золото очень ковко и тягуче. Из кусочка золота массой в один грамм можно вытянуть проволоку длиной в три километра или изготовить золотую фольгу в 500 раз тоньше человеческого волоса (0,1 мкм). Через такой листочек фольги луч света просвечивает зеленоватым цветом. Мягкость чистого золота настолько велика, что его можно царапать ногтем. Поэтому в ювелирных изделиях золото всегда сплавляется с медью или серебром. Состав таких сплавов выражается пробой, которая указывает число весовых частей золота в 1000 частей сплава (в российской практике). Проба химически чистого золота соответствует 999,9 пробе — его ещё называют «банковским» золотом, так как из такого золота изготавливают слитки.

Температура плавления его 1063°С, температура кипения 2530° С, плотность 19,3 г/см3. Золото хими­чески устойчиво на воздухе, в воде и кислотах, за исключением «царской водки» (смесь азотной и соляной кислот). На золото оказывают воздействие хлор, бром и фтор. Наибольшее воздействие оказывает хлор в чистом состоянии и выделяемый из соединений. В чистом виде золото обладает невысокой твердостью и прочностью. Для повышения механических свойств в производстве ювелирных изделий золото применяется в виде сплавов с другими металлами.

Онлайн котировки драгоценных металлов

Серебро — металл белого цвета, мягкий, обладающий хорошей ковкостью и самой высокой из всех металлов тепло- и электропроводностью, хорошо поддается механической обработке и полировке. Температура плавления его 960,5° С, температура кипения 1955° С, плотность 10,5 г/см3. Серебро химически стойко л а воздухе и в воде. При наличии в воздухе сероводорода серебро покрывается темным налетом сульфида серебра Ag2S. Оно также растворяется в азотной и горячей концентрированной соляной кислотах. Серебро в чистом виде обладает невысокой твердостью и прочностью, поэтому в производстве ювелирных изделий его используют в сплаве с другими металлами.

Платина — металл серебристо-белого цвета, мягкий, обладающий хорошей ковкостью и пластичностью, хорошо поддается механической обработке и полировке, имеет низкую тепло- и электропроводность. Температура плавления 1773°С, температу­ра кипения 4300° С, плотность 21,45 г/см3. Платина практически не растворима ни в воде, ни в кислотах, за исключением горячей «царской водки».
В состав платиновой группы входят палладий, иридий, родий, которые по своим свойствам сходны с платиной и именуются ее спутниками. Так как платина не обладает достаточной твердостью, в производстве ювелирных изделий ее используют в сплаве с золотом и серебром.

Палладий — металл серебристо-белого цвета, светлее платины, обладает хорошей ковкостью, хорошо поддается механической обработке. Температура плавления его 1554,5° С, температура кипения 2200° С, плотность 12,0 г/см3. Палладий химически устойчив на воздухе и в воде, растворяется в азотной кислоте и смеси азотной и соляной кислот.
В чистом виде палладий в ювелирном производстве не применяется. Он используется как легирующий металл, повышающий прочностные свойства платины и золота. Палладий придает золоту белый цвет.
Иридий — металл белого цвета со слабым серым оттенком, твердый и хрупкий, плохо поддается механической обработке, химически стоек к кислотам. Температура плавления его 2454° С, температура кипения 5300° С, плотность 22,5 г/см3.
В природе иридий встречается вместе с платиной. В ювелирном производстве он в основном используется в сплаве с платиной, резко повышая ее твердость.
Родий — металл бледно-голубого цвета, хрупкий, химически устойчив на воздухе и в воде, растворяется в концентрированной серной кислоте. Температура плавления его 1966° С, температура кипения 4500° С, плотность 12,4 г/см3.
В природе родий встречается вместе с платиной. В ювелирном производстве практически не применяется.

Белое золото — ювелирный материал, сплав золота с другими компонентами (такими как платина, палладий или никель), которые окрашивают его в белый цвет.

Если 1 г обычного золота 585 пробы содержит 585 мг чистого золота и сплав (лигатуру) из серебра и меди, то в сплаве белого золота, вместо меди, добавляется никель (палладий), который и окрашивает металл в белый цвет. При большем процентном соотношении серебра сплав также окрашивается в белый, но более матовый, цвет.

Примерно у одного человека из восьми наблюдается аллергия на никель, по этой причине в 2000 году в Евросоюзе вышел запрет на добавку никеля в ювелирные изделия из белого золота.

Для изготовления ювелирных изделий применяются сплавы драгоценных металлов, в которых за счет ввода легирующих материалов изменяются физические и химические свойства (твердость, прочность, пластичность, цвет, коррозийная стойкость, температура плавления и др.).
Сплавы золота. Процентное содержание золота в сплаве зависит от предусматриваемой пробы сплава. В качестве легирующих материалов в сплавах применяются в различных сочетаниях серебро, медь, платина, палладий, цинк, кадмий. Наиболее часто в ювелирном производстве применяются сплавы: золото—серебро — медь; золото — серебро; золото — медь. Эти металлы являются основной частью сплава, а для придания сплаву определенного цвета в виде добавок применяют платину, палладий, кадмий, цинк, никель и др.
Сплав золото — серебро — медь (Au—Ag—Си) имеет желтый цвет, обладает высокой прочностью и хорошо поддается обработке как механическим способом, так и методом литья.
Сплав золото — серебро (Au—Ag) может иметь цвет от желтого до белого в зависимости от процентного содержания в нем серебра, хорошо поддается обработке как механическим способом, так и методом литья. В производстве ювелирных изделий применяется редко, так как имеет бледный цвет.
Сплав золото — медь (Au—Си) изменяет цвет от желтого до красного в зависимости от процентного содержания меди. С увеличением содержания меди твердость сплава повышается, однако он хуже поддается механической обработке. В связи с этим при изготовлении ювелирных изделий в сплав вводят небольшую часть серебра, что делает его более пластичным и ковким.
Сплав золото — платина (Au—Pt) изменяет цвет от желтого до белого в зависимости от процентного содержания платины. Сплав белого цвета называют «белым золотом». Он обладает большой твердостью и тугоплавкостью. В производстве ювелирных изделий применяется редко, в основном для изготовления оправ и кастов для крепления бриллиантов.
Сплав золото — палладий (Au— Pd) изменяет цвет от желтого до белого в зависимости от процентного содержания палладия. Сплав обладает большой твердостью и тугоплавкостью, в результате чего крайне редко применяется в ювелирном производстве.
Сплав золото — кадмий (Au—Cd) изменяет цвет от желтого до серого в зависимости от процентного содержания кадмия. Сплав хрупкий, в результате чего в ювелирном производстве применяется редко.


Родирование — нанесение тонкого слоя родия (толщиной 0,1—25 мкм) на поверхность любых металлических изделий для повышения их отражательной способности, коррозионной стойкости, жаростойкости, обеспечения постоянства контактной электропроводности, а также для придания защитно-декоративных свойств.

Используются гальванические электролиты родирования (сернокислые, фосфорнокислые, аминохлоридные, сульфатные и фосфатные) для получения износостойких и коррозионноустойчивых покрытий.

Холодный белый блеск родия хорошо сочетается с бриллиантами, фианитами и др. вставками. Так же родий добавляют в качестве легирующей, укрепляющей добавки в платину и палладий. Нанесение на ювелирное изделие родиевого покрытия уменьшает износ и увеличивает твёрдость изделия, защищая от царапин, и придаёт яркий блеск.

Лигатураювелирном деле) — добавка неблагородного металла в ювелирных изделиях из драгоценных металлов или монете. Используется для доведения ювелирного сплава до определенной пробы.

Лигатура вводится в состав ювелирных сплавов также для придания им необходимых физических свойств (например, твёрдости, износостойкости).

Что такое проба ?

Проба благородных металлов — определение различными аналитическими методами пропорции, весового содержания золота, серебра, платины в сплавах (чаще других — с медью); используется для последующего клеймления, нормативно фиксирующего полученные в результате анализов данные — пропорцию благородного металла при изготовлении ювелирных изделий, монет и др.; клеймо это также именуется пробой.

Что такое пробирный анализ ?

Пробирный анализ (также пробирное искусство) — методы определения благородных металлов (золота, серебра, платины и др.) в рудах, продуктах их переработки, лигатурных сплавах, слитках, готовых изделиях, с использованием химико- и пирометаллургических процессов, таких как выплавление, купелирование и ряд других традиционных способов; изначально одним из основных — было сопоставление нанесённой «пробирной иглой» (эталон из благородного металла) сравнительной черты со следом тестируемого материала на так называемом лидийском камне — пробирный или пробный камень (отсюда и термин, и, получившее большое распространение в разговорной речи, использование его, этого термина, в переносном смысле; как и слово «пробирка», имеющее большее распространение в научной практике, и не меньшее — в быту и повседневной речи); — с применением других аналитических методов, в том числе — спектроскопических: масс-спектрометрия, ЯМР-спектроскопия, а также многих других — вплоть до самых современных. Пробирный анализ имеет первостепенное значение во многих областях и разделах науки и промышленности — от геологии, металлургии до высоких технологий.

В ювелирном производстве пробу определяют на ряде этапов. Так, определяют пробу сплава металла, запускаемого в производство, и готовых ювелирных изделий. Для предприятий бытового обслуживания особенностью является еще и опробование лома драгоценных металлов, сдаваемого населением в переработку, или ювелирных изделий, сдаваемых в ремонт.
Существуют следующие методы опробования драгоценных металлов и изделий из них: капельный метод — нанесение непосредственно на испытуемый сплав или изделие раствора хлорного золота или других пробирных реактивов; опробование на пробирном камне с пробирными иглами; купелирование в муфельной печи.
Опробование раствором хлорного золота основано на том, что при соприкосновении большинства металлов и их сплавов с раствором хлорного золота они разлагают его. При этом хлор вступает в соединение с металлом, а золото выделяется в виде осадка и образует более или менее темное пятно.
Хлорное золото получают действием хлора или «царской водки» на металлическое золото. Полученный темно-коричневый раствор выпаривают, а образовавшийся осадок растворяют в воде.
Опробование проводится следующим образом. На чистую поверхность металла или сплава (отполированную, отшаброванную или зачищенную надфилем) помещают каплю раствора хлорного золота. На смоченной раствором поверхности большинства металлов и их сплавов сразу же появляется пятно от выделившегося осадка золота, цвет которого от примеси образовавшегося раствора хлорной соли испытуемого металла принимает различные оттенки, по которым и определяют пробу сплавов драгоценных металлов.
Раствор хлорного золота служит для ориентировочного определения золота с его содержанием не выше 600 пробы в различных видах (слитки, лом и готовые изделия).
Опробование пробирными реактивами получило широкое применение в ювелирных мастерских предприятий бытового обслуживания при приеме в переработку от населения лома драгоценных металлов или изделий, поступающих в ремонт. Для опробования золота применяются кислотные реактивы, а для опробования серебра—растворы хромпика и азотнокислого серебра. Кислотный реактив для опробования золота 958 пробы применяют и для опробования платиновых сплавов.

Муфельный метод — наиболее точный метод для опробования драгоценных металлов. Упрощенно этот метод называют горячим анализом и применяют его только в химических лабораториях.

Опробование на пробирном камне с пробирными иглами проводится при помощи пробирных эталонов (пробирных игл) и реактивов. Пробирный камень представляет собой кремнистый сланец черного цвета. Перед использованием его смазывают миндальным или минеральным маслом и насухо вытирают фильтровальной бумагой. Чистить следует осторожно, чтобы не повредить шлифовку пробирного камня и его поверхность.
Пробирные иглы служат для опробования изделий из драгоценных металлов. Для платины применяют платиновые иглы, для золотых изделий — золотые, а для серебряных — серебряные иглы. Пробирные золотые иглы определенных проб изготов­яют из золотых сплавов различного по лигатуре состава и цвета, соответственно используемом ювелирным сплавам. Так, для золота наиболее распространенной в нашей стране 583-й пробы имеются 15 номеров различных по цвету игл (от бледно-желтого до красного).

Что такое огранка ?

Огра́нка — это обработка драгоценных (и полудрагоценных) камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат.

Огранка, как следует из названия, подразумевает создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будет отражаться попадающий внутрь кристалла свет. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности.

Огранка различается по сложности выполнения. В наиболее сложной и привлекательной бриллиантовой огранке может быть до 240 граней. Простая огранка создает на поверхности камня 30 плоскостей.

Качественно выполненная огранка существенно повышает стоимость драгоценного камня, в то же время неправильная огранка может «убить» камень, внести в него дефекты.

Что такое эмаль ?

Эмаль—это свинцово-силикатный стекловидный окрашенный или прозрачный слой, который наносят на металлическую (золотую, серебряную, латунную и др.) поверхность ювелирного изделия для защиты его от внешних воздействий или в качестве декоративного покрытия. Путем обжига в специальных печах этот слой закрепляют, правращая его в твердую блестящую массу с яркими и устойчивыми красками.
Важнейшей составной частью ювелирных эмалей является кремнезем — стеклообразующий окисел, обеспечивающий высокую химическую устойчивость, механическую прочность и термические свойства эмали. Ювелирные эмали должны удовлетгворять некоторым специфическим требованиям как по технологическим, так и по декоративно-эстетическим показателям. Они должны быть легкоплавкими, так как применение эмалей с температурой растекания выше 850° С затрудняет процесс нанесения их на сплавы серебра и на паяные изделия. В расплавленном состоянии они должны обладать хорошей растекаемостью, вязкостью и смачивающей способностью, обеспечивающей формирование эмалевого слоя на изделии. Кроме того, эмали должны быть чистыми, блестящими и давать хорошую игру света.
Свинцово-силикатные эмали подразделяются на две группы — прозрачные и заглушённые. При составлении прозрачных эмалей применяют окислы кремния (40%), свинца (40%) и калия (10—15%), а в качестве добавок используют в незначительных количествах (5—10%) алюминий, цирконий, магний и кальций, которые способствуют повышению химической устойчивости эмалей. В качестве добавки применяют также цинк, придающий эмали блеск и легкоплавкость.
При составлении непрозрачных (заглушённых) эмалей к составу прозрачных после сплавления и размалывания добавляют чаще всего трехокись мышьяка или окись олова. В качестве глушителей могут быть использованы также соли фтористоводородной и фосфорной кислот.
Для окрашивания свинцово-силикатных эмалей используют различные окислы металлов — хрома, меди, кобальта, железа и др.

Ювелирные эмали

 

 

Свободная энциклопедия ВИКИПЕДИЯ

Ювелирная мастерская Wamaje. Москва, Кутузовский проспект, 43. телефон +7 (495) 974-16-96

Перейти к Полной версии сайта